26 апреля 1986-го года — первый день после аварии на Чернобыльской
АЭС. Суббота «незнания». Суббота, когда жизнь нельзя отменить, когда
девушки надевают выходные туфли на каблуках — потому что суббота —
выходной день. События фильма разворачиваются в первые 24 часа с момента
аварии. Главный герой картины становится невольным свидетелем
катастрофы. Случайно он узнает всю правду о трагедии и оказывается перед
моральным выбором: спасти людей или выполнить приказ «сверху» и не
сеять панику.
Второй режиссерский опыт знаменитого сценариста Александра Миндадзе, фильм "В субботу", дебютировавший на Берлинском кинофестивале, выходит в российский прокат в четверг.
"В субботу" - это один день из жизни Валеры Кабыша, мелкого партийного работника в городе Припять - его сыграл известный по "Стилягам" Антон Шагин.
По стечению обстоятельств Валера узнает о взрыве реактора в четвертом
блоке атомной станции и пытается бежать, захватив бывшую любовницу.
Волею случая он оказывается на свадьбе, где встречается с бывшими
друзьями - ресторанными музыкантами. После нескольких часов
бессмысленного русского пьянства и выяснения отношений герои, пропустив
поезд и успев, скорее всего, поймать смертельную дозу радиации,
наконец-то оказываются на катере, плывущем по речке Припять подальше от
смертоносных руин.
"Когда мы снимали фильм, то не думали
делать глобальную историю, блокбастер, и не собирались разбираться в
том, кто нажал не ту кнопку. Мы снимали о человеке, который пытается
бежать, а бежать не может, то есть об отношении к жизни на фоне
катаклизма. О том состоянии, про которое Бунин говорил, что никто как мы
не упивается собственной гибельностью", - рассказал Миндадзе, представляя свою картину в петербургском клубе "Порядок слов", сообщает РИА Новости.
Его оператором был Олег Муту, звезда румынской "новой волны", человек, снявший "4 месяца, 3 недели и 2 дня" Кристиана Мунджу и "Счастье мое"
Сергея Лозницы. Как пояснил Миндадзе, съемки с ручной камеры и
документальная стилистика были выбраны ими после долгих проб и попыток
снять фильм в более традиционной манере, которая в данном случае "не
работала".
Миндадзе подчеркивает, что его картина - скорее о
свадьбе, чем о чернобыльской катастрофе, и ни в коей мере не
пророчество: она не предрекала катастрофу на японской атомной станции
"Фукусима", а была "метафорой, которую породила его собственная жизнь". В
его биографии, в частности, были съемки "Плюмбума" в Минске, когда он
стоял на крыше здания и наблюдал за радиоактивными облаками, движущимися
со стороны Чернобыля.
"Впадать в гипноз перед лицом
опасности - это свойство человека. А оно в свою очередь помножено на
особенность наших соотечественников, которые прожили весь двадцатый век у
своего рода реактора, пережив революцию, 37-й год и отечественную
войну", - отметил Миндадзе.
Александр Миндадзе получил
известность прежде всего как соавтор Вадима Абдрашитова: вместе они
сделали такие картины как "Слово для защиты", "Поворот", "Охота на лис",
"Остановился поезд", "Парад планет", "Плюмбум, или Опасная игра",
"Слуга", "Армавир", "Пьеса для пассажира", "Время танцора", "Магнитные
бури".
Его режиссерским дебютом стал показанный на кинофестивале в Венеции "Отрыв" (2007).
Фильм "В субботу" не встретил понимания на Берлинском кинофестивале - как утверждает сам Миндадзе, оттого что столкнулся с "фестивальной публикой, которая прибегает с опозданием на полчаса и убегает на следующий показ, не дождавшись титров", - но получил восторженные отзывы российских критиков.