О достоинствах этой игры, равно как и о её недостатках, можно спорить долго. Можно обвинять великую компанию Westwood, ныне уже «покойную», в «бесконечном самоклонировании», можно – наоборот, радоваться продолжению «генеральной линии партии». Увы, «продолжение» это было последним. На мой взгляд, данная игра, при всех возможных недостатках, которые при большом желании можно у неё выискать, вне всяких сомнений заслуживает титул культовой.
Колесо истории делает очередной оборот – и начинается новый этап за обладание богатствами пустынного Арракиса. На фоне безмолвных спайсовых полей и далёкого рёва потревоженного червя бушует очередное сражение, громадные массы людей и техники сливаются воедино, чтобы вскоре превратиться в бесформенное месиво. Кто владеет спайсом – тот владеет миром. Таков закон Песка.
Emperor: Battle for Dune – «первая полностью трёхмерная стратегия», как рекламировали его во всевозможных (в том числе российских) превью. Не берясь рассуждать о «праве первородства» и терминологически точном определении слова «трёхмерность», отмечу, что «Emperor’овская» трёхмерность идёт игре только на пользу.
Сюжет описывать смысла нет, почему – чуть ниже. Игровой процесс – да, в общем-то, тоже. Потому что (и лично для меня это хорошо) сильных отличий от Dune 2000 и серии Command and Conquer (а по-хорошему – и от Dune 2) здесь нет. Начальная база, здания, солдаты, техника, ремонтирующие всё и вся инженеры, черви и их любимое блюдо – харвестеры… Разумеется, отличия есть, но ни одно из них, на мой взгляд, игру не испортило. Ибо как может испортить игру, например, возможность свободного обзора камерой? Или исключительнейшее разнообразие доступных единиц юнитов?
В Emperor как в, пожалуй, ни в какой другой стратегии очень много отдано на откуп атмосфере. Если вы не смотрели фильм «Дюна», не читали книгу, не играли в Dune, Dune 2 и Dune 2000, то, скорее всего, прочувствовать её до конца не сможете. Нет, не верьте нашим добрым пиратам, утверждающим на обложке диска, что «всё точно по книге». Ну где в книге Ордосы? Нет их. И многого другого нет. Но вот «дух» - есть.
Атмосфера этой игры – сумма из множества слагаемых. О великолепнейшей (не побоюсь этого слова) графике уже было сказано – детализация юнитов ровно такая, какая, на мой взгляд, представляется идеальной. Пейзажи – нет слов: техногенные над- и подземные базы, ледяные, лавовые, песчаные пустоши, прекрасно прорисованный ландшафт… Звук – тоже на уровне.
Но главными слагаемыми атмосферы являются ролики и музыка – без них игра никогда не стала бы тем, чем стала. Ролики – чудо не только «снаружи» (игра актёров, декорации, оцифровка – за всё можно ставить высший балл), но и «изнутри» (прислушайтесь, например, к тексту вступительного ролика за Харконненов – о ком это там идёт речь?..). А музыка – это просто совершенство. Причём начинается эта феерия ещё при инсталляции игры – нечто не имеющее аналогов, заставляющее ностальгировать и ждать чуда одновременно, при прослушивании которого почти физически ощущаешь тяжёлую поступь только что высадившихся сардукаров под аккомпанемент разыгравшейся песчаной бури… Здесь можно сказать только одно – это ДЮНА. Самая настоящая. Без купюр. Этот мир не просто даже изучить, не то что покорить. Но это возможно – выбор лишь за вами.